Новая жизнь. Web-студия Татьяны Самойловой.

С последним полетом шаттла Россия становится монополистом в пилотируемых запусках. Цена на место в "Союзе" возросла в три раза

Опубликовано Июл 8, 2011 в Блог


Делающая виток вокруг Земли за 90 минут Международная космическая станция это самый дорогой проект за всю историю освоения космоса. Через несколько дней этот проект повиснет на одной-единственной и дорогостоящей ниточке. И нитку эту держит в своих руках давний соперник США в космосе Россия.

Последний космический челнок США должен отправиться на орбиту в пятницу. После этого Соединенные Штаты и другие страны будут пользоваться старым и проверенным российским космическим кораблем, который будет перевозить их астронавтов на МКС, стоящую 100 миллиардов долларов. Россия обретет монополию на пилотируемые космические полеты, и напряженность по этому поводу усиливается уже сегодня. Русские намерены почти в три раза повысить цену за использование своих космических капсул «Союз» для перевозки экипажей на орбитальную станцию, а у других стран просто нет иного выхода, и они будут вынуждены платить.

«Мы не в самой удобной ситуации, и когда я говорю «удобной», это эвфемизм», — заявляет генеральный директор Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain). Его организация входит в пятерку космических агентств, совместно распоряжающихся орбитальной лабораторией. «Мы допустили коллективную ошибку», — признает он.

«Союз» стал триумфом низкозатратного подхода к освоению космоса. Российские капсулы выводят в космос огромные ракеты одноразового действия. Они перевозят астронавтов на орбиту и с орбиты как управляемое пушечное ядро. В отличие от России, США создавали свою космическую программу на базе самого сложного летательного аппарата, когда-либо изобретенного человеком. Это космический челнок многоразового использования. Если Соединенные Штаты с момента появления шаттлов потратили на них 209,1 миллиарда долларов, то вся российская космическая программа обходится стране в 2 миллиарда долларов ежегодно.

«Сегодня корабли многоразового использования это очень дорогое удовольствие, и с экономической точки зрения неоправданное», — заявил в прошлом месяце одной российской газете новый глава космического агентства «Роскосмос» Владимир Поповкин. Официальные лица из Роскосмоса комментарии для этой статьи не дали.

Российская монополия на пилотируемые космические полеты не будет длиться вечно. Если все пойдет так, как планирует НАСА, то она закончится в 2016 году, когда агентство надеется остановить свой выбор на одном из новых кораблей для перевозки экипажей, которые сегодня существуют только в чертежах. Сейчас НАСА стремится создать коммерческую службу космического такси – чтобы сократить расходы и ускорить темпы разработки.

 

 



Оставить комментарий